МКОУ «СОШ №2 пос. Пристень»
р.п. Пристень, Курской обл.
  • Личностное развитие младшего школьника как результат совместной воспитательной работы классного руководителя и семьи

    Автор: Надеина Светлана Петровна, учитель начальных классов
    Вышел в свет мартовский номер журнала «Педагогический поиск» - ежемесячного региональное научно-методическое издания ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования».
    Личностное развитие младшего школьника как  результат совместной  воспитательной работы классного руководителя и семьи.

    Надеина Светлана Петровна, учитель начальных классов

    МКОУ «СОШ № пос. Пристень»

    Svetlana P.Nadeina, the teacher of primary school
    Municipal state general educational 
    institution “Secondary school № 2 setl. 
    Pristen” Pristenski district, Kursk region

      Личностное развитие младшего школьника как  результат совместной  воспитательной работы классного руководителя и семьи

       The personal development of a younger student as a result of the joint educational work of the class teacher and the family
    Аннотация. В статье представлен опыт воспитательной  работы  учителя начальных классов  через  реализацию  проекта «Навигаторы детства»,  программы  внеурочной деятельности «Разговоры о важном» и  системы родительского  просвещения. 
       В центре внимания - личностное развитие  и воспитание  младшего школьника.
    Annotation. The article presents the experience of educational work of primary school teacher through the implementation of the project "Navigators of childhood" and the extracurricular activities programs "Conversations about important things".
    The focus is on the personal development  and upbringing of the younger student.
    Ключевые слова: личностные результаты,  воспитание, внеурочная деятельность,  тематические акции,  творческие дела, сотрудничество, развитие, родительский лекторий, семья.
    Key words: personal results, education, extracurricular activities, thematic actions, creative activities, cooperation, development, parent lecture hall, family.
    И воспитание, и образование нераздельны. 
                                                   

     Нельзя воспитывать, не передавая знания,
     всякое же знание действует воспитательно.
    Л. Н. Толстой
        В Федеральном  законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе  социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувств  патриотизма, гражданственности, уважения и памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального  народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». 
       В работе учителя начальных классов воспитывает всё, даже самая простая фраза « Здравствуйте, дети!», сказанная утром   с разной интонацией, с разным настроением, мимикой, жестами улавливается младшими школьниками и запоминается на всю жизнь. Ещё  В. А. Сухомлинский  писал: «Воспитывает каждая минута жизни  и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом». 
      Реализация  программы воспитания  в школе и  работа  по  выбранным программам внеурочной  деятельности различной направленности  помогают  учителю  начальных классов организовать  сотрудничество  с обучающимися так,   чтобы,  поставленная  им  воспитательная  цель выполнена,  а    задачи – решены.
       Обновленный  ФГОС НОО раздел  «Требования к условиям  реализации программы начального общего  образования» п.34.2 говорится об условиях, обеспечивающих возможность:  «выявления и развития способностей  обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных форм деятельности, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации программ начального общего образования, и иных видов образовательной деятельности, а раздел «Требования к результатам освоения программы начального общего образования»  п.40 устанавливает требования к личностным  результатам, включающим: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально  значимой деятельности;   п.41 разъясняет, что  «личностные результаты освоения программы  начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности».
      При    реализации  обновленного ФГОС НОО   в современной школе второй  учебный год подряд, в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование» Минпросвещения России реализует Всероссийский  проект «Навигаторы детства».
    Благодаря тесному сотрудничеству классного руководителя с  советником  директора школы по воспитанию происходит  развитие воспитательной среды, которая открывает возможности для поддержки инициатив детей и взрослых. Помогает выявлению интересов, запросов и потребностей детей, родителей и педагогов; развитию   патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания через проекты и программы детских общественных объединений и организаций и вовлечение  всех детей без исключения   в социально полезную деятельность. Каждый ребёнок индивидуален и уникален, полон нераскрывшихся талантов и способностей. Именно разнообразные многоплановые  тематические  проекты и акции «Навигаторов детства» помогают каждому ребёнку найти себя, раскрыть свои лучшие качества. В рамках Дня пожилых людей  школьники участвовали в акции «Внуки по переписке» классные руководители организовали мастер-классы по изготовлению  открыток  пожилым людям. Ребята с большим удовольствием поздравляли  всех: своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек,    ветеранов труда и, тружеников тыла, детей Великой Отечественной войны.
     Накануне Международного дня инвалидов  ребята прослушали  и обсудили произведение В. Катаева «Цветик-семицветик»,  главная мысль, которую надо учителю постараться  донести до обучающихся, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернуться, а если же человек желает делать всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям.  По словам С. А. Сухомлинского «огромной нравственной  силой, облагораживающей детей, является творение добра для людей». 
    В День неизвестного солдата ребята готовили боевые листки «Герой моей семьи», учили и рассказывали стихи у памятника или обелиска неизвестному солдату, возлагали цветы к мемориалам погибшим воинам. В день Героев Отечества ребятам особенно запомнилась виртуальная экскурсия «Героические улицы Курска». Ребята познакомились с Героями, в честь которых и почему названы улицы города Курска: ул. Кати Зеленко, ул. Сонных, ул. Ломакина, ул. Ерёмина, ул. Малых, площадь Перекальского и т.д.
     А в день защиты животных с большим удовольствием делились своими фотографиями и историями о том, как их домашний питомец к ним попал, как его приютили. Ребята посмотрели мультфильм «Каштанка» и  фильм «Белый Бим-чёрное ухо»   с обсуждением за круглым столом вопроса «А что может чувствовать животное, когда его бросают или оно теряет своего хозяина?»
     Участвуя в различных акциях «Подари книге жизнь», «На страницах любимых книг», «Подари книгу библиотеке» приуроченных к Международному дню библиотек,  ребята  учились бережливому отношению к книге, заинтересовывались чтением книг, изготавливали закладки и дарили их друзьям и одноклассникам. В рамках данных акций  были  организованы экскурсии в школьную и районную детскую библиотеку, каждый ученик получил дополнительную информацию о бережном отношении к книгам возможность подарить книгу из домашней библиотеки  и взять  понравившуюся для  чтения. В рамках месячника дружбы школьники  участвовали в творческой мастерской «Что такое дружба?»:  записывали видеоролики «Поём вместе!» с исполнением песни «Дружба крепкая» на слова М. Пляцковского и композитора Б.Савельева. Дети   изготавливали открытки, рисовали добрые дела, беседовали о роли друга в жизни  для человека, организовывали флешмоб  фотографий с друзьями, родителями, учителями в социальных сетях. 
    Сегодня успешно реализуется  цикл внеурочных занятий «Разговоры о  важном».  Данный цикл направлен на развитие  ценностного отношения обучающихся  к своей Родине, к людям, которые живут в родной стране,  её богатой природе и великой исторической культуре. Еженедельно  данное занятие  начинается с церемонии поднятия флага и исполнения Гимна Российской Федерации. Внеурочное занятие «Разговор о важном»  дети всегда ждут с нетерпением и очень любят, ведь именно здесь ребята увлечены совместной  и интересной  многообразной деятельностью, где царит  доброжелательная атмосфера, детям даётся  возможность порассуждать по теме, проанализировать, сравнить и выбрать, задуматься о глобальных, волнующих всех и каждого в родной стране  проблеме. Тематика занятий  и  их содержание так подобраны, что  тесным образом связаны с программой воспитания, основа которой – личностное развитие ребёнка по направлениям: гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания.
     Занятия позволяют соединить  обучающую и воспитательную функцию  учителя, наполняя их не только  интеллектуально (здесь школьники получают  новую для себя информацию), но  ценностными приоритетами  школьника. 
    Так,  на занятии по теме «О взаимоотношениях в семье» ребята рассмотрели семью, как пространство уважения, любви, заботы и взаимной поддержки. Моя роль, как классного руководителя была донести до младших школьников, насколько  важны семейные традиции,  ценны и значимы доверительные отношения в семье  для каждого члена семьи, важность ежедневной помощи и послушания родителям.  Ребята  рассказали о ком и как они заботятся в семье, подготовили выставку рисунков по теме «Моя семья». 
    Семья – это колыбель формирования многих духовных  и моральных ценностей: счастье, милосердие, доброта, культура, трудолюбие.
    В Российской Федерации 2024 год объявлен  Годом семьи, чтобы  сохранить и защитить традиционные семейные ценности. А это значит, что есть возможность классному руководителю дополнить свой план воспитательной работы, внести коррективы и  еще шире обратить внимание на вопросы  родительского просвещения в области воспитания и развития  школьников. Ведь только совместные  усилия классного руководителя и родителей, их тесное сотрудничество, взаимопонимание, партнёрское взаимодействие сможет продуктивное решить ключевые проблемы  в воспитании детей. В настоящее время родителей надо учить быть родителями. Организация  системы родительского просвещения позволит грамотно выстроить детско-родительские отношения, создать благоприятный психологический климат в семье. Родительские  лектории в рамках родительских  собраний и индивидуальных встреч с родителями помогут  развитию родительской компетентности в области развития и воспитания младших школьников. Родительское просвещение затрагивает различные  направления, такие как личностное развитие  школьника, духовное и физическое здоровье школьника, его учебная деятельность. Были проведены и запланированы  такие  тематические беседы: «Психологический контакт между ребёнком и родителями», «Развитие самостоятельности у детей», «Как воспитывать нравственность», «Вслушайтесь, что говорят ваши дети!», «Кодекс семейного здоровья», «Родительский такт в воспитании младшего школьника». Анкеты для самоанализа «Посмотрите на себя глазами детей», «Умеете  ли вы быть счастливыми?» и т.д. 
    Решающим фактором в создании нравственно-психологического микроклимата в семье А. С. Макаренко справедливо считал собственное поведение  родителей. «Не думайте, - говорил он, что вы воспитываете  ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждой момент  вашей жизни, даже тогда, когда вас  нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь или читаете газету - всё     это для ребёнка имеет большое значение».
    В настоящее время-время научных открытий, век компьютерных технологий и глобальной сети Интернет человек получил большие возможности  к доступу информации в  вопросах воспитания и развития детей, но не успевает с ней знакомиться  и перерабатывать, поэтому большое значение будет иметь развитие родительских компетенций через  совместное взаимодействие со школой в рамках родительского просвещения.
    Мои первоклассники  в этом учебном году  всем классом приняли активное участие во всероссийском уроке и олимпиаде  «Эколята   – молодые защитники природы», получив дипломы победителей, грамоты и  сертификаты участников данных мероприятий, в  части экологического воспитания  ребята учились бережному отношению к природе, и  получили разъяснения о тех действиях человека, которые приносят вред природе. А дальше участвовали   в муниципальном  фестивале «Праздник  эколят - молодых защитниках природы» и   заняли 1 место в одной из номинаций. 
    В рамках гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания ребята   являются призёрами     районного  фестиваля национальных культур «Я, ты, он,  она - вместе дружная семья!».
    и Огромное воспитательное  значение имеют тесное сотрудничество  с  краеведческим  музеем  Пристенского района,  Детской школой искусств им. В.Гридина,  районной детской  библиотекой, домом детского творчества. Именно здесь ребята воплощают на практике, через свои поступки, отношение к окружающему, всё то, что в теории приобрели  на классных часах, в обсуждениях проблем, в коллективных творческих делах.  Младшие  школьники воспитываются  через экскурсии, чтение книг, слушание музыки, да просто в игре.  Родители, конечно, принимают активное участие  заинтересованность в данных мероприятиях, что имеет большое значение в воспитательной работе.


    По мнению В. А. Сухомлинского, ещё « в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем пред детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
    1.Ты живёшь среди людей. Не забывай. что каждый твой поступок .каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
    2. Ты пользуешься  благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастливым детство. Плати им за это добром.
    3. Все блага  и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
    4.Будь добрым и чутким  к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зля. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
    5.Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
    Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущности добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».
    Таким образом, классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: духовным посредником между семьёй, обществом и ребёнком в усвоении культурных ценностей человечества; заинтересованным организатором совместной деятельности.  Основное назначение классного руководителя совместно с родителями  - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение  его неповторимой индивидуальности, раскрытие потенциальных талантов, защитников от  негативных, пагубных для растущего человека нравственных влияний, активным «соучастником» личностного развития   младшего школьника,  создателем  благоприятной развивающей  микросреды и психологического климата в классе и семье.
    Использованные источники:
    1.    Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” / https://www.garant.ru /
    2. В.А.Сухомлинский «О воспитании/Сост. И автор вступ. Очерков С.Соловейчик.- 5-е изд.-М.: Политиздат,1985.-27- с.
    3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации ч.1/Под редакцией А.Я.Данилюка/Мосеква «Просвещение»,2011.
    4. Настольная  книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное  и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.-М.: Глобус,2007.-367 с.
    5.Родники родительской педагогики. П.Т.Фролов/Белгород,1992 

    /netcat_files/userfiles/Novosti/2024/04_23/STATYa_Nadeina_S.P.24.pdf


     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie