В нашей школе выработана стратегия адресного подхода к молодым учителям, которая учитывает их личностные качества, уровень образования и профессиональной подготовки, склонности и интересы. В каждом конкретном случае это индивидуальный план сопровождения. За каждым молодым педагогом закрепляется опытный педагог. Его задачей становится сопровождение в период адаптации, знакомство со спецификой работы педагогического коллектива, преподавания конкретной дисциплины, введение молодого педагога в процесс профессионального становления.
Основная цель работы наставника с молодым педагогом - это развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Законе РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования в РФ до 2025 года.
Для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали:
• организация индивидуальных консультаций;
• ознакомление с новинками методической литературы;
• консультации по проведению родительских собраний, классных часов.
• анализ урока по карте с точки зрения системно-деятельностного, компетентностного или дифференцированного подходов;
Наставничество
Психологический тренинг «Вместе мы –сила!»
1 ноября 2024 года педагог-психолог Диденко Елена Евгеньевна в рамках психолого-педагогического сопровождения встретилась с молодыми учителями, которые участвуют в реализации Дорожной карты программы «Наставничество» в форме «учитель-учитель». Для учителей был проведен тренинг «Вместе мы –сила!». В процессе тренинга выполнялись различные упражнения для снятия эмоционального напряжения, тесты для определения себя, как личности: «Это –я!», получили рекомендации профилактики проявления эмоционального выгорания, и познакомились с правилами совместной работы в коллективе.
Конкурс «Я-наставник»
Региональный конкурс «Я-наставник» проводится в рамках реализации национального проекта «Образование», методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Курской области оп общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования с 26 февраля по 25 марта.
Михайлюкова Инна Витальевна, учитель-логопед, как наставник нашей школы участвует в данном конкурсе в номинации «Старт» (наставничество для молодых педагогов), участвующих в реализации программ наставничества педагогических работников со стажем работы до 3-х лет.
Это практический опыт формы наставничества «учитель-учитель». Наставник должен подготовить кейс наставника, демонстрирующий особенности реализуемой педагогическим работником наставнической деятельности.
Повышение жизнестойкости и уверенности в себе
В рамках социально-психологического сопровождения педагог-психолог Диденко Е.Е. регулярно проводит встречи с молодыми специалистами нашей школы. С целью адаптации к профессиональной деятельности был проведен тренинг «Повышение жизнестойкости и уверенности в себе». Молодые педагоги Бекетова А.В., Боринская В.А., Кузякина Д.Д. практически осваивали различные упражнения в овладении приёмами релаксации и повышение энергетического потенциала педагогам, помощи педагогам оценить собственные достижения и определении уровня их проблем. Молодые педагоги получили для использования в своей работе буклеты «Мои ресурсы».
В ходе обсуждения пришли к выводу: умение воспитать уважаемую личность в своём воспитаннике, желание быть хорошим. Может только тот педагог, который хорошо знает себя и свои проблемы.
Необходимо помнить об этом, заниматься: самовоспитанием и самопрограммированием на позитивное восприятие жизни.
2023 – ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Наставничество
2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии педагога.
Наставничество в учреждении – разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Цель наставничества – создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
- совместное планирование работы с молодым педагогом.
Форматы наставничества
1.Традиционный формат наставничества –«педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Наставник – педагог с опытом
Наставляемый – молодой педагог
В чем суть формата: наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.
Профессиональная помощь опытного педагога дает возможность молодому педагогу избежать многих ошибок в работе с детьми, родителями, документами. Молодой педагог в короткие сроки развивает необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.
Ожидаемый результат: наставник поможет сформировать индивидуальную систему педагогической деятельности конкретного педагога, которая будет отличать его от коллег и позволит стать конкурентоспособным в профессиональной среде. Работа в паре научит молодого педагога анализировать свои педагогические действия, сформирует у него эмоционально-ценностное отношение к профессии на личном примере наставника.
«Реализация дорожной карты (целевой модели) наставничества «Учитель-учитель» в МКОУ «СОШ № 2 пос. Пристень»
2.Современный формат наставничества – «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области»
Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями
Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности
В чем суть формата: наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.
Преимущество формата – взаимообмен знаниями и опытом между наставниками и наставляемыми. Опытные педагоги несильны в ИКТ, но владеют методикой и знают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Молодые педагоги внедряют современные цифровые технологии, но забывают о принципе дошкольной педагогики «Не навреди!». Опытные педагоги помогают молодым коллегам выработать стратегию, чтобы вместе грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе детского сада.
Ожидаемый результат: педколлектив освоит ИКТ-технологии и начнет применять их в образовательном процессе не от случая к случаю, а постоянно. Все педагоги будут в равной степени и на высоком уровне использовать их в работе с учащимися и родителями.
«Реализация дорожной карты (целевой модели) наставничества «Учитель-учитель» в МКОУ «СОШ № 2 пос. Пристень»
3.Расширенный формат наставничества –«заинтересованные педагоги – ответственные родители»
Наставник – педагог
Наставляемые – родители
В чем суть формата: наставническая деятельность выходит за пределы педколлектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям учеников, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.
В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.
Ожидаемый результат: данный формат наставничества поможет создать в школе профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию детей.